Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении
Меню

Знать:

  • средства связи частей в бессоюзном сложном предложении: интонация, порядок следования частей, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Уметь:

  • использовать синонимичные синтаксические конструкции (союзные и бессоюзные предложения, сложные и простые предложения) как источник богатства и разнообразия речи
  • употреблять бессоюзные предложения в разговорной речи
  • выполнять синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных предложений
  • интонировать сложные предложения
  • составлять сложные предложения по схемам
  • составлять схемы сложного предложения
  • определять тип сложного предложения: союзное (сложносочиненное, сложноподчиненное), бессоюзное, сложное предложение с разными видами связи
  • обнаруживать части в составе сложного предложения и определять их количество

Дополнительные
материалы

1.Определите типы смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений:
-[ ]: [пояснение].
-[ ]: [изъяснение].
-[ ]: [причина].
-[ ]: [прямой вопрос]?
Он верит: для его солдат и долгий путь вперёд короче короткого пути назад (К. Симонов).-
Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойника (А. Пушкин).-
Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (М. Горький).-
Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А. Чехов). -

2.Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие:

Маленькая кукла сделала почти чудо_Маруся, давно не встававшая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку (В. Короленко).
К осени в землянке стало холодно_пошли дожди (К. Паустовский).
Пришла беда_ отворяй ворота (пословица).
Не пугали её изнуряющие будни_пугало необычное (И. Бунин).
Зададим себе прямой вопрос_растёт или не растёт на земле зло? (В. Солоухин).

3.Определите типы смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения:
-[условие] – [ ].
- [время ] – [ ].
-[ ] – [следствие, результат].
- [ ] – [ ] противопоставление.
- [ ] – [ ] сравнение.
Не успеет геолог отдёрнуть руку – острые коготки медвежонка раздерут штормовку (Е. Марысаев). -
Смелые побеждают – трусливые погибают (пословица).-
Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль (М. Шолохов).-
Ехал сюда – рожь начинала желтеть (М. Пришвин). -
Я умираю – мне не к чему лгать (И. Тургенев).-

4.Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится тире:

Ты запела песню светлу_колокольчики звенят (Л. Ошанин).
Любишь кататься_ люби и саночки возить (пословица).
Каждая буква стиха похожа на клетку в организме_она должна биться и пульсировать (Э. Багрицкий).
Лук царевич опустил, смотрит_коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет (А. Пушкин).
Тогда деревья в лесу сливались в одну зелёную массу_теперь каждое является само собой (М. Пришвин).

5.Определите, какой знак препинания необходим на месте пропуска в бессоюзном сложном предложении:
-Двоеточие ставится, так как вторая часть сложного бессоюзного предложения называет причину, основание того, о чём говорится в первой части.
-Двоеточие ставится, так как между частями складываются изъяснительные отношения.
-Тире ставится, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие или время совершения действия.
-Тире ставится, так как между частями сложного бессоюзного предложения складываются противительные, сопоставительные отношения или отношения несоответствия.
-Запятая ставится, так как между частями сложного бессоюзного предложения складываются перечислительные отношения.
Я был готов любить весь мир_меня никто не понял (М. Лермонтов).-
В саду ещё не было запаха прелой травы_вода в озёрах не зеленела_жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше (К. Паустовский).-
Солдаты любили маршала_он разделял с ними тяжести войны (К. Паустовский).-
Захочешь добра_посыплешь серебра (пословица).-
С возрастом я узнал_радость кратка, преходяща, часто обманчива (В. Астафьев).-