Строение сложного предложения
Меню

Знать:

  • что такое сложное предложение
  • как могут быть связаны части сложного предложения
  • правила постановки знаков препинания в сложном предложении

Уметь:

  • распознавать сложное предложение
  • определять вид сложного предложения
  • ставить знаки препинания в сложном предложении

1.Укажите сложные предложения:

Ревел гром, блистали молнии, шуршала трава.
Занесет ветер кусты снегом и помчится дальше.
Чувство родины складывается из любви к тому месту, где ты родился.
Дождь по саду прошел, и просохнуть земля не успела.
Солнце за море садится, машет рыжей головой.

2.Установите соответствие:
-Сложноподчиненное предложение
-Сложносочиненное предложение
-Бессоюзное предложение
Лес был тихий, потому что главные певцы улетели.-
Гроза прошла, и ветер белых роз в окно мне дышит ароматом.-
Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лег на крыши снег.-

3.Укажите предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить запятую:

Я слышал_ как посапывает во сне кот.
Я подставил ладони_ и на них упало несколько невесомых иголочек.
Звезды тускнеют_ и тают в синем небе.
Капля по листику щелкнет_ и сорвется лист.
Стало слышно_ как гудит внутри здания огонь.

4.Укажите предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить запятую:

Тихо ночь ложится на вершины гор_ и луна глядится в зеркало озер.
Солнце садилось_ широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи.
Деревья сливались в большие чернеющие массы_ а на синем небе робко выступили первые звездочки.
Лес проснулся_ и наполнился птичьим гомоном.
Был август_ и кое-где на березках висели первые пожелтевшие листья.

5.Укажите предложения, в которых на месте всех пропусков необходимо поставить запятую:

Притаились ребята_ глядят_ как играет с котятами кошка.
Я лежал_ и слушал_ как бушевало море.
День давно погас_ и вечер тихо таял_ и переливался в ночь.
Растаял снег_ луга зазеленели_ телеги вновь грохочут по мосту.
Капитан подходит к нам_ прикладывает руку к козырьку_ и его умные глаза улыбаются.