Типы речи
Меню

Знать:

  • типы речи (описание, повествование, рассуждение)
  • композиционные схемы текстов, относящихся к разным типам речи

Уметь:

  • определять тип речи
  • создавать композиционную схему повествования, описания, рассуждения

Дополнительные
материалы

1.Установите соответствие между типом речи и его композиционной схемой:
-Общее впечатление от предмета речи – признаки предмета речи – оценка предмета речи
-Начало события – развитие события – конец события
-Тезис – доказательства – вывод
Повествование-
Описание-
Рассуждение-

2.Установите соответствие между текстом и его композиционной схемой:
-Начало события – развитие события – конец события
-Общее впечатление от предмета речи – признаки предмета речи – оценка предмета речи
-Тезис – доказательства – вывод
Наша Родина – это наша природа. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, -
…плавали мы на севере и однажды вышли в море с первым пароходом. Пароход медленно двигался между льдинами. На льду что-то чернело. В бинокль мы увидели лошадь. Наверное, ее на льдине унесло в море. Мы решили спасти несчастную…-
Лес сверкал, переливался разноцветными звездочками. Каждый листок, травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и елочки были в паутинках, и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Красота!-

3.Определите тип речи данного текста:
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед. Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром. Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

4.Определите тип речи данного текста:
Что может быть на свете священнее имени матери! Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма» и смеется счастливый. Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…». Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни (В. Каратаев).

5.Определите тип речи данного текста:
Петя добрался до первой мели. Сердце у мальчика забилось от радости. У него в коллекции был всего один морской конек, а здесь их было так много. Но вдруг Петя увидел на обрыве отца, который звал его. Голос отца вернул мальчика к горькому чувству разлуки с морем.