Повторение изученного. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простых осложнённых предложениях
Меню

Знать:

  • виды осложнения простого предложения

Уметь:

  • расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, обособленными членами, вводными словами, словосочетаниями и предложениями, обращениями, в синтаксических конструкциях со словом КАК 

Дополнительные
материалы

1.В простом осложнённом предложении две и более грамматические основы.

2.Однородные члены связываются интонацией перечисления (в устной речи) либо интонацией перечисления и сочинительными союзами.

3.Предложение не может быть одновременно осложнено однородными членами и обособленными членами.

4.Обращение не является членом предложения.

5.Вводные слова, словосочетания и предложения могут обозначать различную степень уверенности, различные чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, способы оформления мыслей.

6.Определите, чем осложнены предложения и установите соответствия:
-однородные члены предложения
-обособленное определение, выраженное причастным оборотом
-обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
-вводное слово
-обращение
Песни Высоцкого можно услышать в городских многоэтажках и сельских клубах, на огромных стройках и маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях. (Е. Евтушенко)-
Вставай же, друг мой! (М. Пришвин) -
Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. (А. Грин) -
Поздней осенью город похож на корабль, выходящий в открытое море. (Ю. Яковлев)-
Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он почувствовал эту силу. (И. Тургенев)-

7.Знаки препинания в предложениях с однородными членами расставлены правильно:

С малых лет человек начинает постигать смысл прекрасного с любви к матери, к близким, к природе, к земле (Ч. Айтматов).
В словах звучит укор и гнев, и совесть (С. Маршак).
Сутками идёт, не то дождь, не то снег (К. Паустовский).
В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви (А. Пушкин).
На другой день ни свет, ни заря Лиза уже проснулась (А. Пушкин).

8.Знаки препинания в предложениях с однородными членами расставлены правильно:

Вся природа: и лес, и вода, и стены хижин — всё горит точно багровым заревом (по И. Гончарову).
Всюду: и вокруг, и над головой была вода (Е. Крестовский).
Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все её достоинства точно родились в ней (И. Тургенев).
В русском языке есть слова-двойняшки, как-то: иван-чай, плакун-трава, школа-интернат, ракета-носитель (Е. Демьянец).
От дома, от деревьев, от голубятни, от галереи — побежали длинные тени (По И. Гончарову).

9.Какие предложения соответствуют приведённой схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)? [сущ., |причастный оборот|, …]

Дубровский приближаясь к берёзовой роще услышал удары топора и треск повалившегося дерева (А. Пушкин).
Солнце только что державшееся над головой упало к закату (В. Распутин).
Лишь на той стороне оставалась чистая гладкая не застланная листьями полоса воды (А. Куприн).
Земля, покрытая утренней росой, дышала свежестью (В. Арсеньев).
Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков (Н. Крымов).

10.Какие предложения соответствуют приведённой схеме (учтите, что знаки препинания не проставлены)? […, |деепричастный оборот|, …]

Савушкин внимательно поглядывая вокруг себя зашагал впереди учительницы (Ю. Нагибин).
И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).
Несмотря на успехи не прячьте в чулан или старый комод небесные ваши доспехи (В. Высоцкий).
Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке и всё глядел да глядел на зарю (И. Тургенев).
Жизнь, не советуясь с нами даёт нам испить и радость, и горькую чашу невзгод (К. Кулиев).

11.Выделенные слова являются вводными в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

Погода была ветреная ветер, однако не совсем был попутный (И. Гончаров).
Порою мне казалось, что я погружаюсь в некую глубину (М. Горький).
Пожалуй, самыми заметными жителями посёлка были мальчишки (К. Паустовский).
Время как будто остановилось (В. Солоухин).
Кажется, что миллиарды звёзд усеяли чёрный бархатный купол неба (из энциклопедии «Что есть что»).

12.Выделенные слова являются обращениями в предложениях (знаки препинания не расставлены):

Скажи мне князь не знаешь ты, кто там в малиновом берете с послом испанским говорит? (А. Пушкин)
Князь на Онегина глядит (А. Пушкин).
Ты солнце святое гори! (А. Пушкин)
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин)
Простите мирные долины! (А. Пушкин)

13.Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

И слова были как искры, падавшие на сухое дерево (М. Горький).
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово (Н. Гоголь).
Итак, уважительность к собеседнику во время слушания важнейшее правило общения (Н. Формановская).
Только Григорий Александрович несмотря на зной и усталость не хотел остаться без добычи (М. Лермонтов).
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире, запечатлевает опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства (С. Маршак).