Употребление двоеточия, тире и кавычек
Меню

Знать:

  • роль знаков препинания в предложении
  • употребление знаков препинания: двоеточие, тире, кавычки 

Уметь:

  • анализировать структуру предложения
  • правильно расставлять знаки препинания 

Дополнительные
материалы

1.Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

Театр__ это мир особый (М. Юрьевич).
Стихи о Родине писать__ ей жизнь по капле отдавать (Л. Татьяничева).
Здесь всё: и здания, и зелень__ воспринимал особо я (Е. Евтушенко).
Знание__ дороже богатства (пословица).
Зло__ есть качество прирождённое (М. Горький).

2.Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:

Не могу понять__ куда исчезли все воробьи? (И. Яблонская).
Скучно тебе жить__ займись чем-нибудь (М. Горький).
Мы землю водой орошали__ они её брали в штыки (А. Недогонов).
Есть теория__ весь земной покров – это вещество, вынесенное на поверхность вулканами (В. Песков).
Слышим мы__ доски под ними так и гнутся, так и трещат (И. Тургенев).

3.Объясните постановку двоеточия в бессоюзных сложных предложениях с помощью схем пунктуационных правил. Установите соответствия:
-[ ]: [изъяснение].
-[ ]: [прямой вопрос]?
-[ ]: [причина].
-[ ]: [пояснение].
Я оглянулся назад: на дороге пыль стояла столбом (И. Тургенев).-
Однажды я был свидетелем удивительного явления: над озером начинался шторм (В. Козлов).-
Часто спорят: трусливы волки или отважны? (В. Песков).-
Надо беречь близких людей: ведь им это так необходимо (Е. Гайдук).-

4.Объясните постановку тире в бессоюзных сложных предложениях с помощью схем пунктуационных правил. Установите соответствия:
-[ ] — [неожиданное действие, быстрая смена событий].
-[время] — [ ].
-[ ] — [результат, следствие].
-[ ] — [сравнение].
-[условие] — [ ].
Вы кому-то грубо ответили — чью-то жизнь сократили сейчас (А. Дементьев).-
Звонка на двери по-прежнему не было — пришлось стучать (К. Симонов).-
Берёза в лесу без вершины — хозяйка без мужа в дому (Н. Некрасов).-
Всходило солнце — наступало утро (А. Тарковский).-
Ещё минута — киль парохода врезался в льдину и разбил её пополам (А. Беляев).-

5.Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

Надо удостовериться: все ли гнёзда пополнились после наших нашествий?
Надо удостовериться, все ли гнёзда пополнились после наших нашествий.
Надо удостовериться: все ли гнёзда пополнились после наших нашествий.
Надо удостовериться, все ли гнёзда пополнились после наших нашествий?

6.Определите, какие знаки препинания необходимы на месте пропусков в бессоюзных сложных предложениях, и установите соответствия:
-Тире ставится, так как между частями бессоюзного сложного предложения складываются сравнительные отношения.
-Двоеточие ставится, так как вторая часть сложного бессоюзного предложения раскрывает, поясняет содержание первой части.
-Двоеточие ставится, так как между частями складываются изъяснительные отношения.
-Тире ставится, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия.
-Двоеточие ставится, так как вторая часть сложного бессоюзного предложения называет причину, основание того, о чём говорится в первой части.
Не беречь поросли__ не видать и дерева (пословица).-
Разведчик при возвращении из разведки должен быть осторожен вдвойне__ он рискует и жизнью, и добытыми сведениями (Е. Воробьёв).-
Я чувствовал__ вся кровь моя в лицо мне кинулась (А. Пушкин).-
Травой зарастают могилы __ давностью зарастает боль (М. Шолохов).-
У собак есть рыцарское правило__ собаку лежачую или на привязи не трогают (А. Куприн).-

7.Знаки препинания при прямой речи расставлены правильно в предложениях:

«Это уж совсем глупо… — думал он, расписываясь в получении: — Глупее ничего и придумать нельзя» (А. Чехов).
И я, дождавшись ветра, говорю вполголоса: «Я люблю вас, Надя!» (А. Чехов).
«Милая, добрая Марья Ивановна, — сказал я ей, — будь моей женой, согласись на моё счастье» (А. Пушкин).
«Ах, да нельзя же насильно полюбить! — убеждал он себя и в то же время думал: — Когда же я полюблю не насильно? Ведь мне уже под тридцать!..» (А. Чехов).
«Недаром на нём эта кольчуга», — подумал я, — «уж он, верно, что-нибудь замышляет» (М. Лермонтов).

8.Цитаты оформлены правильно в примерах:

По словам В.Г. Белинского, «Татьяна — редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы».
«Надо так жить, — советовал Максим Горький, — чтобы самого себя можно было уважать».
В басне «Голик» И.А. Крылов пишет, что: «Бывает столько же вреда, когда невежда не в свои дела вплетётся».
Величие слова воспела Анна Ахматова:
«Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово».
А.С. Пушкин представляет Онегина и Ленского как антиподов:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.

9.Диалог оформлен правильно в примерах:

— Берите билет. Номер?
— Семнадцать.
— Что там?
— «Слово о полку Игореве» (по В. Шукшину).
«Берите билет. Номер?» — «Семнадцать». — «Что там?» — «Слово о полку Игореве» (по В. Шукшину).
«Берите билет. Номер?» «Семнадцать». «Что там?» «Слово о полку Игореве» (по В. Шукшину).
«У тебя когда каникулы-то?» — спросила бабка строго. — «Какие? Зимние?» — переспросила Шурка (по В. Шукшину).
«У тебя когда каникулы-то?» — спросила бабка строго. «Какие? Зимние?» — переспросила Шурка (по В. Шукшину).

10.Знаки препинания расставлены правильно в примерах:

Озеро открылось перед нами неожиданно: только что петляла узкая лесная тропа — и вдруг впереди ярко засинело окружённое берёзами и соснами небольшое спокойное озеро с отражающимися в нём белыми облаками (В. Козлов).
Каждый звук: шорох птицы, полёт упавшего листа кажется громким, заставляет вздрагивать (М. Горький).
Николь старалась всё делать качественно и добросовестно, и, если иногда у неё это получалось не вовремя и не очень впечатляюще, она очень сильно переживала (О. Добровольская).
Нередко считают, что культурный человек — это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков (Д. Лихачёв).
А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо — трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшее ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в сосняке речку, и далёкие горы (Д. Мамин-Сибиряк).