Основные виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными
Меню

Знать:

  • основные виды придаточных частей: определительную, изъяснительную

Уметь:

  •  определять основные виды придаточных частей в сложноподчинённом предложении
  • составлять схемы сложноподчинённых предложений
  • составлять сложноподчинённые предложения по схемам

Дополнительные
материалы

1.Установите соответствия между сложноподчинёнными предложениями и их пунктуационными схемами:
-[…глаг.], (союз…). — сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной
-[указ. слово, (союзн. слово…), …]. — сложноподчинённое предложение с придаточной места
-(Союз…), [ ]. — сложноподчинённое предложение с придаточной времени
-[ ], (союз…). — сложноподчинённое предложение с придаточной сравнительной
-[сущ., (союзн. слово…), …]. — сложноподчинённое предложение с придаточной определительной
Когда настала пора сворачивать с шоссе на обыкновенную дорогу, стало темнеть (В. Солоухин).-
Сквозь шелестевшие ветви просвечивало солнце, будто деревья роняли на землю золочёные листья (В. Поздышев).-
Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, становится родным (Ю. Яковлев).-
Малыши требуют, чтобы им по многу раз перечитывали любимые книжки, пересказывали любимые сказки (А. Алексин).-
Там, где ветер продувал вольно между дворами, снега было немного (А. Толстой).-

2.Сложноподчинёнными предложениями с придаточной определительной частью являются примеры:

Комната, в которую вступил Иван Иванович, была абсолютно пуста (Н. Гоголь).
Давайте помечтаем о той жизни, что будет после нас лет через двести-триста (по А. Чехову).
Я пытался расспросить дедушку, куда мы завтра отправляемся (В. Машков).
Не было у реки теперь луга, где на моей памяти мальчишки пасли лошадей (В. Песков).
Тот, кто обуздал гнев, победил сильного врага (пословица).

3.Сложноподчинёнными предложениями с придаточной изъяснительной частью являются примеры:

Мы стали прислушиваться и угадывать, кто ревел — тигр или человек (А. Чехов).
От командира казачьей сотни прискакал казак с известием, что турки начали отступать (В. Гаршин).
Из растворённого дома слышно было, как часы медленно пробили семь (И. Бунин).
Из истин выбери простые, что неподвластны временам (Ю. Визбор).
Его сиятельство-граф потребовал, чтобы умелый стрелок-лесничий сопровождал его на охоте (В. Осеева).

4.Синтаксическая норма нарушена в предложениях:

Собачка гуляла с тётей Валей, на которую был надет намордник (из школьных сочинений).
По дороге зашли в дом, где живёт мой одноклассник (из школьных сочинений).
По дороге зашли в дом моего одноклассника Владислава, который стоит в глубине двора (из школьных сочинений).
Мама погрела сыну обед, который пришёл из школы (из школьных сочинений).
Возле бассейна с белыми медведями толпились ребята, которые с удовольствием плескались в холодной воде (из школьных сочинений).

5.Знаки препинания в конце предложений расставлены правильно:

Учительница спросила, как их зовут? (по Р. Фраерману).
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (по М. Булгакову).
Доктор спросил, почему закрыты ворота (по Ю. Олеше).
Видно, я в рассветный тихий миг понял, отчего летают птицы? (по М. Танку).
Слышишь, как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнованным морем? (по И. Бунину).