Употребление запятой и точки с запятой: отделяющая функция. Знаки препинания в предложениях с союзами и, или
Меню

Знать:

  • понятие отделяющей функции запятой и точки с запятой
  • правила употребления отделяющих знаков препинания: запятой, точки с запятой
  • правила постановки знаков препинания в предложениях с союзами и, или

Уметь:

  • анализировать структуру предложения
  • грамотно расставлять знаки препинания в предложениях
Дополнительные
материалы

1.Укажите предложения, в которых все запятые выполняют отделяющую функцию:

И оголенные деревья, и песок, и камни, и крыши домов – все вокруг тончайшими линиями вырезалось в прозрачном воздухе.
Над занявшим небольшое пространство болотцем как бы всплывал дощатый помост с перилами, а чуть поодаль красуется крохотный, словно игрушечный, рубленый домик.
То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука.
Облака бегут над морем, крепнет ветер, зыбь черней.

2.Укажите предложения, в которых на месте пропуска запятая не ставится:

У Гаврилы смешно надулись щеки, оттопырились губы _ и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали.
Когда Аню провожали домой, то уже светало _ и кухарки шли на рынок.
Может быть, это падающий всю ночь густой снег _ или зимние ручьи.
Звезды стали ярче и крупнее _ и асфальт темнел, как ровная черная река.

3.Установите соответствие, определив условия постановки точки с запятой в предложениях:
-Между частями сложного бессоюзного предложения, так как части отдалены друг от друга по смыслу.
-Между частями сложноподчиненного предложения при значительном распространении этих частей.
-Между распространенными однородными членами предложения.
Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади…; спина в черной черкеске, на которой покачивалась винтовка в черном чехле…-
Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролет просиживать за чертежами; что теперь о нем, видимо, забыли.-
У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой.-

4.Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

Лошади бегут, солнце все выше, и кажется, что раньше степь не бывала в июне такой богатой, такой пышной.
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.
Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но при первом раздавшемся, тихом и жалобном крике новорожденного она заметалась с закрытыми глазами в своей постели.
Хотелось бы уйти да не знаю, куда податься.

5.Запятая выполняет отделяющую функцию:

при разделении однородных членов предложения;
при обособлении приложения в предложении;
между главной и придаточной частями в сложноподчинённом предложении;
между частями сложного бессоюзного предложения.