Знаки препинания в предложениях с однородными членами с обобщающим словом и без него
Меню

Знать:

  • средства и способы связи однородных членов предложения
  • основные признаки обобщающих слов при однородных членах предложения
  • правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения

Уметь:

  • правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, связанных с помощью сочинительных союзов или без союзов, а также при обобщающих словах

Дополнительные
материалы

1.Запятая ставится между однородными членами:

2.Запятая не ставится внутри устойчивых оборотов с повторяющимися союзами.

3.Выберите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

Всю ночь огонь костра, то разгорается, то гаснет (К. Паустовский).
Лес не школа да всех учит (Пословица).
Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю (В. Песков).
Вокруг ни одна травка, ни одно облако не шевелилось (Л. Толстой).

4.Укажите предложение, в котором однородные члены не отделяются запятыми (учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены):

5.Определите, нужно ли ставить запятую на месте пропусков в предложениях, и установите соответствие между столбцами таблицы:
-запятая на месте пропуска не ставится, потому что однородные члены предложения связаны соединительным союзом да (в значении и)
-запятая на месте пропуска не ставится, потому что однородные члены предложения связаны соединительным союзом да (в значении и).
-запятая на месте пропуска не ставится, потому что однородные члены предложения связаны соединительным союзом да (в значении и).
-запятая на месте пропуска ставится, потому что однородные члены предложения связаны противительным союзом да (в значении но).
Ночью ветер злится _ да стучит в окна.-
Солнце светит _ да не греет.-
Летом мы часто ходили в лес за земляникой _ да черникой.-
От петуха летели пух _ да перья.-

6.Сколько запятых нужно поставить в предложении: «Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве» (А. Толстой)? Учтите, что знаки препинания в предложении не расставлены. Ответ запишите в виде числа.
Ответ:

Правильный ответ: 3

7.Как называются слова, которые служат более общим обозначением находящихся при нём однородных членов, то есть дают им общее название? Ответ запишите в форме именительного падежа множественного числа.
Ответ:

Правильный ответ: Обобщающие или обобщающие

8.Укажите, в каких предложениях на месте пропуска ставится двоеточие:

К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери, как то _ медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы (С. Аксаков).
Среди птиц, насекомых, в сухой траве _ словом, всюду, даже в воздухе чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).
Зелёную иву увидишь _ и в огородах, и в садах, и у проезжих дорог (И. Соколов-Микитов).
Вскоре не стало видно ничего_ ни тропинки, ни зарослей кустов (Г. Марков).
Мне всё открыто в этом мире _ и ночи тень, и солнца свет (Н. Гумилев).

9.Если обобщающее слово стоит после однородных членов, перед ним ставится . Заполните место пропуска недостающим словом.

Правильный ответ: тире

10.Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:
-простое осложнённое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом после них
-простое осложнённое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом перед ними
-простое осложнённое предложение с однородными членами предложения, связанными двойными сопоставительными союзами
-простое осложнённое предложение с однородными членами предложения, связанными повторяющимися разделительными союзами
На полу, на занавесках, на диване _ везде солнечный снежный свет (Ю. Бондарев).-
Целый день ребята пропадали _ или на речке _или в лесу (В. Драгунский).-
Всё кругом шуршало и шумело _ трава, кусты, цветы (В. Вересаев).-
Грибы зимой не только сытны _ но и полезны (Е. Павлова).-