Обобщение и систематизация изученного о простом предложении
Меню

Знать:

  • простые предложения: полные и неполные, односоставные и двусоставные, распространённые и нераспространённые, осложнённые и неосложнённые

 Уметь:

  • характеризовать простые предложения

Дополнительные
материалы

1.Определите типы сказуемых в данных предложениях и установите соответствие:
�-составное глагольное
�-простое глагольное
�-простое глагольное
�-составное именное
Вы будете в этом доме жить?-
Кто разрешил тебе уйти?-
Ты должна преданно всей душой любить своих учеников.-
Уже все хозяйственные хлопоты закончены.-

2.Определите, какую синтаксическую роль выполняют выделенные в предложениях слова, и установите соответствие:
�-определение
�-обстоятельство
�-сказуемое
�-дополнение
Что вам вкусненькое предложить на завтрак?-
Утром мы с Николаем Антоновичем едем на дальнее озеро смотреть бобровую плотину.-
Ах, злые языки страшнее пистолета.-
Отец Райского велел выкопать в саду глубокий ров.-

3.Определите синтаксическую функцию инфинитива и установите соответствие:
�-дополнение
�-подлежащее
�-сказуемое или часть сказуемого
�-обстоятельство
Приехали мы сюда отдыхать.-
Со старыми знакомыми он перестал видеться.-
Уступить ей даже в такой мелочи казалось ему недостойной капитуляцией.-
Обстоятельства вынудили меня срочно уехать из города.-

4.Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

Согласование _ один из видов подчинительной связи в словосочетании.
Рассматривать частное событие в свете вечных проблем _ неотъемлемая черта творчества художника Поленова.
На пол настилаем старые мешки, рогожи, тряпки _ всё, что мы находим на берегу после выгрузки парохода.
Надежды и мечты _ словно обручи: они не дают сердцу лопнуть от горя.
Музыка _ есть искусство печалить и радовать без причин.

5.Укажите предложения, в которых выделенные конструкции необходимо обособить:

Тамара Весницкая гимназистка старших классов своё будущее представляла пока неясно.
С противоположной стороны улицы спустя несколько минут показалась какая-то белая фигура.
Чёрный плющ крепко сжимал стволы буков как бы стараясь согреть в них живительные соки и так продлевал их существование.
Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошёл гулять по липовой аллее любимого горожанами бульвара.

6.Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

В дядюшкин погребок часто заглядывали шумные студенты_ или скромные служащие из конторы напротив_ или уличные музыканты.
Петра тяготили_ и немного раздражали_ и спокойная тишь усадьбы_ и шорох старого сада_ и однообразие впечатлений.
Летом поднимает настроение и радостное пение птиц_ и густой запах черёмухи_ и алая заря.
Липовый мёд_ да чай, липовые бочки_ да кадушки, короба_ да шкатулки всегда были непременными атрибутами сельской жизни.

7.Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:

Начальник охарактеризовал Ларичева_ как хорошего специалиста.
Я искал Андрея долго, но он_ как сквозь землю провалился.
Баркас получился большой и неуклюжий_ как старинный утюг.
В статье рассказывается_ как о научных трудах Дроздовича_ так и о его картинах.
Рейнский водопад не что иное_ как невысокий водяной уступ.

8.Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):

Ты может быть останешься здесь навсегда?
В зале вдруг потемнело точно сумерки сразу опустились на землю.
Однако эти выводы требуют дополнительного исследования.
Люди к сожалению мало черпают знаний из серьёзных книг.
За окном туманился серый день и казалось что он не кончится никогда.

9.Соотнесите предложения с их видами:
�-назывное
�-неопределенно-личное
�-двусоставное
�-безличное
�-безличное
�-определенно-личное
�-определенно-личное
Ласковый ветер апреля летит по дорогам земли.-
Золотым лучом деревню облило.-
Стою и любуюсь сверканьем зарниц.-
Травой запахло душистою.-
С некоторых крыш не успели сбросить снег.-
Раннее летнее утро.-
Люблю цветные стекла и сумрак от столетних лип.-