Развитие образования, науки и культуры во второй половине 1940-х — 1980-е гг.
Меню

Знать:

  • основные события и процессы в истории образования и культуры Беларуси во второй половине 1940-х — 1980-е гг., их даты
  • имена представителей образования и науки, деятелей литературы и искусства, результаты их деятельности и творчества
Уметь:

  • характеризовать и сравнивать достижения БССР в развитии образования и науки, отражение исторических событий в произведениях литературы и искусства с использованием текста учебного пособия, иллюстраций, выдержек из исторических документов
  • определять роль образования в становлении индустриального общества и вклад уроженцев Беларуси в развитие науки
  • характеризовать исторические сюжеты в белорусской литературе и искусстве
  • характеризовать состояние белорусской литературы, театрального, музыкального и изобразительного искусства во второй половине 1940-х — 1980-е гг.

Дополнительные
материалы

1.В послевоенный период для восстановления школ требовалось отремонтировать или заново возвести здания, наладить выпуск школьного оборудования, учебной литературы, подготовить учителей.

2.Установите соответствие:
-послевоенный период
-к середине 1950-х гг.
-первая половина 1970 – х гг.
Восстановление школ, ремонт зданий, выпуск школьного оборудования, учебной литературы, подготовка учителей. Обучение начиналось с 8 лет, в начальные школы принимали подростков до 15-летнего возраста, а в первый и второй классы — 11-летних.-
Завершение перехода ко всеобщему семилетнему обучению. Обучение начиналось с 7 лет. Введена сдача экзаменов в 4- х и 7 – х классах, 10 – м классе – экзамен на аттестат зрелости.-
Переход ко всеобщему среднему образованию в 10-летней школе.-

3.Установите соответствие:
-Г. И. Сидоренко
-А. Медведь
-М. А. Дмитриев
После войны возглавил Кормянскую школу-интернат и превратил ее в настоящую «школу радости» для детей-сирот, оставшихся без родителей. Его школа стала в 1960—1970-е гг. образцовой в БССР.-
Сделал значительный вклад в диагностику сердечно-сосудистых заболеваний на основе микропроцессорных и компьютерных технологий.-
Стал известным всему миру белорусский спортсмен, трижды чемпион олимпийских игр по вольной борьбе.-

4.Установите соответствие:
-П. О. Сухой
-В. Ф. Купревич
-Я. Б. Зельдович
Проводил исследования в области ботаники, почвоведения, физиологии, восстановление исследований в области генетики.-
Один из создателей «советского ядерного щита». Занимался исследованием горения пороха при создании реактивных снарядов для легендарной «катюши». Один из создателей советской атомной и водородной бомб.-
Созданные под его руководством фронтовые бомбардировщики, штурмовики, истребители находились на вооружении Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Самолеты со стреловидной и треугольной геометрией крыла под маркой «Су» стали основой советской авиации, а также Военно-воздушных сил Республик-

5.Уроженец Брестчины Петр Климук и уроженец Минщины Владимир Ковалёнок первыми среди белорусов стали летчиками-космонавтами СССР и дважды Героями Советского Союза. Каждый из них совершил по три космических полета.

6.Установите соответствие:
-А. М. Адамович
-В.С. Короткевич
-В. В. Быков
Народный писатель Беларуси. Автор всемирно известных, переведенных на многие языки мира повестей: «Знак беды», «Журавлиный крик», «Альпийская баллада» и др.-
Доктор филологических наук, писатель и кинематографист, общественный деятель. Его творчество – роман-дилогия «Партизаны», состоящий из произведений «Война под крышами» и «Сыновья идут в бой», «Хатынская повесть», документальная книга «Я из огненной деревни», «Каратели».-
Свои произведения этот писатель посвятил отечественной истории: наиболее известные – это роман «Колосья под серпом твоим», историческая повесть «Дикая охота короля Стаха», роман «Черный замок Ольшанский», очерк «Земля под белыми крыльями».-

7.Установите соответствие:
-И. П. Мележ
-И. П. Шамякин
-С. Станюта
Многие исторические события нашли художественное воплощение в творчестве этого писателя. Его трилогия «Полесская хроника» состоит из романов «Люди на болоте», «Дыхание грозы» и «Метели, декабрь».-
В своем творчестве писатель отражал судьбы целых поколений. Наиболее известные романы: «Тревожное счастье», «Глубокое течение», «Сердце на ладони» и другие.-
Одна из знаменитых белорусских актрис. Служила в Белорусском государственном академическом драматическом театре имени Я. Купалы, где сыграла около 200 ролей.-

8. Установите соответствие:
-М. Пташук
-М. Савицкий
-В. Туров
Народный художник СССР и БССР. В годы Великой Отечественной войны прошел ужасы трех нацистских концлагерей. Свою судьбу отразил в цикле картин «Цифры на сердце». Определяющей темой его творчества была партизанская борьба. Им созданы картины: «Беларусь партизанская», «Партизанская мадонна» и др.-
Кинорежиссер с ярким национальным подчерком. Его кинолента «Через кладбище» вошла в число 100 лучших фильмов о Второй мировой войне. Картина «Я родом из детства» – лучший фильм за всю историю белорусского кинематографа.-
Известный белорусский кинорежиссер, исторические события стали одной из тем в его творчестве. Им снято свыше 30 фильмов. С фильмом «Знак беды» по повести В. Быкова кинорежиссер объехал половину мира и собрал множество призов.-

9.Белорусский музыкант, композитор, народный артист БССР и СССР, основатель и художественный руководитель советского вокально-инструментального ансамбля «Песняры» – В. .

Правильный ответ: Мулявин

10.Деятелей культуры не интересовала связь современности с прошлым и будущим. История рассматривалась ими как основа для воспитания уважения к человеку, осмысления его судьбы, формирования чувства патриотизма.