Жанры речи: отзыв
Меню

Знать:

  • особенности отзыва как жанра речи: содержание, композицию, языковые средства

Уметь:

  • писать отзыв о стихотворении
  • создавать в устной и письменной форме тексты рассуждений, повествований и описаний

Дополнительные
материалы

1.Выберите правильные утверждения, соответствующие жанру отзыва:

Отзыв — это письменное изложение в сжатом виде содержания книги, статьи, брошюры, лекции, учебного сообщения, доклада, объяснения темы учителем на уроке и других письменных и устных текстов.
Отзыв — это высказывание, содержащее суждение о произведении (книге, статье, кинофильме, спектакле и т.д.).
В школьном отзыве выделяют две обязательные структурные части: информационная (в ней рассказывается о произведении) и оценочная (в ней даётся оценка произведению).
В отзыве передаётся самая важная информация, содержащаяся в тексте. Поэтому для отзыва недопустимы оценочность, выразительность, эмоциональность. Высказывание должно быть обоснованным и точным.
Чтобы написать отзыв, нужно прежде всего хорошо знать произведение. В отзыве следует передавать своё отношение к произведению.

2.Познакомьтесь с отзывами учащихся. Определите их жанровую форму:
-запись в дневнике
-заметка в журнал
-письмо другу
10 декабря. Пятница. 18. 00. Сегодня чудесный день! Настала зима – пора волшебства. Мне захотелось увидеть зиму не в красках, а в звуках. В памяти смешались пронзительные, сковывающие душу аккорды «Метели» Г. Свиридова.-
В сегодняшней литературной рубрике журнала «Гимназёнок» я познакомлю вас, мои дорогие читатели, со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Зимняя дорога». Не спешите закрывать страницы книги. Попробуйте закрыть глаза и оживить строчки стихотворения… Зима… Зимняя дорога… Звенит колокольчик…-
Здравствуй, дорогой друг! Хочу рассказать тебе об одном удивительном стихотворении. Ты, конечно, уже догадался, что речь пойдёт о Марине Цветаевой, её произведении «Что другим не нужно — несите мне». Приглашаю и тебя к «сотворчеству» с этими удивительными строками. -

3.Какая часть отзыва о стихотворении А. Сосноры «Вечерний звон» характеризуется в каждом из приведённых текстов. Установите соответствия:
-основная часть
-вступление
-заключение
Взмах руки над черно-белыми клавишами… Из томящей тишины льются первые звуки «Вечерних грез» П.И. Чайковского. Легкая и тихая мелодия навевает образ воды… Может, это озеро? Возможно, там в лодке сидит человек и восхищается окружающей природой.-
Значит ли это, что «судьба» для лирического героя олицетворяется в природе, если «вечерний звон» был звоном его судьбы? Или это были его грезы? Вечерние грезы? Вечерний звон… Последний аккорд… Последний взмах руки над чёрно-белыми клавишами… Последняя дописанная строчка…-
В первой части («Над Ладогой вечерний звон») географически точно обозначены родные места поэта. В центральной части («вечерний звон! вечерний час!») чувства лирического героя достигают апогея. Он очарован величием музыки и природы, силой их воздействия на душу человека…-

4.Выражая оценку произведению, необходимо быть вежливым и корректным. Отметьте выражения, которые недопустимо использовать в отзыве:

наихудший рассказ
интересное повествование
неудовлетворительный рассказ
никудышный фильм
незначительные замечания

5.Установите соответствия между частями отзыва и их характеристиками:
-основная часть
-заключение
-вступление
характеристика произведения, рассказ о главных героях, оценка произведения, её обоснование-
общая характеристика рассматриваемого произведения, важность проблемы произведения, история произведения, знакомства с ним-
итог, вывод, главное пожелание, призыв-