Знаки препинания и их роль. Знаки препинания конца предложения. Употребление запятой и точки с запятой
Меню

Знать:

  • роль знаков препинания в предложении
  • отделяющие и  выделяющие знаки препинания
  • употребление запятой и точки с запятой

Уметь:

  • правильно расставлять знаки препинания
  • анализировать структуру предложения
  • определять зависимость интонации и экспрессивной окраски предложения от пунктуационного знака конца предложения

Дополнительные
материалы

1.Укажите, в каких случаях используются выделяющие знаки препинания:

обозначение границ синтаксической конструкции, которая имеет значение добавочного сказуемого (обособленные определения, приложения, обстоятельства), значение уточнения, пояснения, присоединения.
разделение независимых предложений, их частей в составе сложносочинённого предложения или бессоюзного сложного предложения
разделение однородных членов предложения и однородных придаточных частей сложноподчинённого предложения
обозначение границ синтаксической конструкции, которая содержит название лица или предмета, к которому обращена речь
обозначение границ синтаксической конструкции, которая воспроизводит чужую речь

2.Укажите предложения, в которых знаки препинания выполняют отделяющую роль:

Солнце село, на горизонте возник купол света (К. Паустовский).
Хуже всего, конечно, писать по первому впечатлению (К. Паустовский).
Тогда рисунок получается резким, как сырая масляная краска на холсте (К. Паустовский).
Четырёхстопный ямб мне надоел: им пишет всякий (А. Пушкин).
Согретые солнцем, проснулись в лагунах медлительные черепахи (И. Соколов-Микитов).

3.Укажите, в каких предложениях необходимо поставить вопросительный знак:

В современном мире, в котором правят бал цифровые технологии, Интернет, социальные сети, люди стали читать больше, чем полвека назад (по О. Сарухановой)
А как обстоят дела с качеством чтения (по О. Сарухановой)
Может ли чтение с экрана изменить мышление человека (по О. Сарухановой)
Научно доказано: молодое поколение, приученное к электронному тексту, выстраивает совершенно иные логические цепочки, нейронные взаимосвязи в мозгу, чем те, кто привык иметь дело со старой бумажной книгой (по О. Сарухановой)
Давайте сохраним будущее бумажных книг (по О. Сарухановой)

4.Какие предложения соответствуют приведённой схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)?
[сущ., |причастный оборот|, …].

Распахнув окно я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани (И. Тургенев).
Жизнь лишённая нравственных начал недостойна человека (Д. Быков).
На берёзе стоящей на краю берега лист был совсем жёлтый (В. Распутин).
Музыка звучавшая днём утихала и сменялась другой (Н. Гоголь).
Лёгкий туман предвестник осени стлался над городом (Э. Казакевич).

5.Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):

Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною? (А. Пушкин).
Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой (А. Пушкин).
По воспоминаниям современников с людьми неприятными Лермонтов и сам был холоден насмешлив даже зол (Н. Зубков).
Итак мы отправились в путь (Д. Даррел).
Утром вдруг ударил мороз градусов за двадцать (А. Перепелицын).

6.Запятые на месте всех пропусков ставятся в предложениях:

Северный олень не отличается ни благородством осанки__ ни грацией в движениях (С. Кучеренко).
Иней подолгу лежал на скатах крыш__ и на перилах балкона__ и на листве (Л. Толстой).
Лягушки видят далеко__ и на суше__ и в воде (С. Старикович).
Физический труд не только не исключает возможности умственной деятельности__ но и поощряет её (Л. Толстой).
Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет__ и пышных гетманов сады__ и старый замок освещает (А. Пушкин).

7.Какие предложения соответствуют приведённой схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)? [ ], и [ ].

Воздух свеж и чист и последняя лёгкая теплота ещё прогревает сосновые чащи (К. Паустовский).
Солнце закатилось и ночь последовала за днём без промежутка (М. Лермонтов).
Ночью печально и широко шумело море и было холодно (К. Паустовский).
Как холодно и как хорошо жить на свете! (И. Бунин).
Зелёный огонь погас и не стало видно теней (А. Чехов).

8.Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

Пока живёт человек, будет жить и сказка, потому что сказка – лучшее выражение надежд народа на счастье и справедливость (К. Паустовский).
Это был удивительный человек, двери дома которого, всегда были открыты для друзей (Е. Иванова).
Всё то чего коснётся человек, озарено его душой живою (С. Маршак).
Я чувствовал, что мы когда-нибудь столкнёмся с ним на узкой дороге и что одному из нас несдобровать (М. Лермонтов).
Не порывай нить дружбы, ибо если придётся её связывать, то останется узел (пословица).

9.Точку с запятой на месте пропуска следует поставить в предложениях:

Пролетел закованный в лёд и снегом запорошённый январь 1919 года__ подлетел февраль и завертелся в метели (М. Булгаков).
В водоёмах журчала и плескалась прозрачная вода__ из красивых ваз, висевших в воздухе, между деревьями, спускались вниз вьющиеся растения (А. Куприн).
Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и грохотом__ рассыпанная мука вертелась, как самум в Сахаре__ поднялся вихрь миндаля, изюма, черешен__ сахарный песок хлестал в потолок водопада__ наводнение сиропов поднялось на целый аршин (Ю. Олеша).
Вечер__ тишина занесённого снегом дома__ шумная лесная вьюга снаружи (И. Бунин).
Местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь__ порой среди льда и снега проглядывала тёмным, недобрым взглядом живая вода (по Ю. Нагибину).

10.Пунктуационная ошибка допущена в предложениях:

Пороша, как белая июньская ночь (Н. Сладков).
После долгого отсутствия я вернулся домой и, когда увидел своих родных, любящих меня по-настоящему, понял: нет ничего дороже в мире истинной любви (И. Яблонская).
Здесь краски не ярки и звуки не резки (Н. Рыленков).
Во время чтения книги, перелистывания страниц мозг, не только воспринимает информацию на уровне «буква — текст — смысл», но и дополняет её при помощи других органов восприятия (по О. Сарухановой).
Недалеко от места, где мы остановились был коралловый риф (Д. Даррел).